Чернышевский что делать глава 3
Поутру 11 июля года прислуга одной из больших петербургских гостиниц у станции московской железной дороги была в недоумении, отчасти даже в тревоге. Накануне, в 9-м часу вечера, приехал господин с чемоданом, занял нумер, отдал для прописки свой паспорт, спросил себе чаю и котлетку, сказал, чтоб его не тревожили вечером, потому что он устал и хочет спать, но чтобы завтра непременно разбудили в 8 часов, потому что у него есть спешные дела, запер дверь нумера и, пошумев ножом и вилкою, пошумев чайным прибором, скоро притих, — видно, заснул.«Что делать?», анализ романа Чернышевского
Роман, год. Язык написания: русский. Что делать? В романе нет прямых ответов на вопрос, что же делать, как улучшить или радикально изменить существующее общество, однако в нем отражена целая палитра истинно человеческого общения. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что во всей русской литературе этот роман наиболее рельефно рисует образы людей будущего. Это произведение, формирующее понимание, какими же должны быть настоящие отношения между настоящими Людьми, следует прочитать каждому, кто претендует на высокое звание интеллигента.
Посвящается моему другу О. Ничего этого не будет, проницательный читатель; Рахметов просидит вечер, поговорит с Верою Павловною; я не утаю от тебя ни слова из их разговора, и ты скоро увидишь, что если бы я не хотел передать тебе этого разговора, то очень легко было бы и не передавать его, и ход событий в моем рассказе нисколько не изменился бы от этого умолчания, и вперед тебе говорю, что когда Рахметов, поговорив с Верою Павловною, уйдет, то уже и совсем он уйдет из этого рассказа, и что не будет он ни главным, ни неглавным, вовсе никаким действующим лицом в моем романе. Зачем же он введен в роман и так подробно описан? Вот попробуй, проницательный читатель, угадаешь ли ты это?
Дерзкий, утопический роман Чернышевского напрямую связан с последующими столетиями не только судьбой народа, но и всей России. Загадочный «друг О. Судьбы обеих девушек связаны похожим сюжетом: их любовь обуславливается привязанностью к своему «освободителю» от деспотической семьи, «прекрасное чувство» осложнено мотивом спасения.